Уличная мода на страницах глянцев

0

Уличная мода или street style? Street fashion и уличный стиль – это все одно и то же? Или речь идет о совершенно разных явлениях? И почему сегодня так модно выкладывать в Instagram фотографии streetwear? А что же такое street style фотография и о чем пишут в street style блогах? И вообще как переводят все это на русский язык? Запутались? Давайте попробуем разобраться вместе.

Сегодня на сайтах СМИ, в блогах и в социальных сетях можно увидеть, наряду со статьями о Неделях моды, дизайнерах и брендах одежды, материалы об уличной моде различных городов мира. Например, в любимом многими модницами Instagram полно фотографий с хештегами #streetstyle и #streetfashion.

 

История и теория уличной моды

Рубрики, посвященные уличной моде, существуют и на сайтах таких известных модных журналов, как Vogue, Elle, Harper’s Bazaar и других изданий. Главная роль в данных статьях отводится фотографиям. Так, фотографии уличной моды из блогов «The Sartorialist» и «Face Hunter» были изданы в качестве фотоальбомов. Кстати, это одни из наиболее известных в мире блогов, посвященных уличной моде.

Еще один топовый блог об уличной моде – это блог об уличной моде города Хельсинки «Hel-Looks». Также большую роль в распространение уличной моды играют издания городской тематики. Например, рубрика, посвященная уличной моде (street style), есть на сайте издания The New York Times. Или же на страницах интернет-журнала The Village Москва, например.

История и теория уличной моды

 

Так все же street style или уличная мода?
В английском языке для обозначения явления уличной моды могут использоваться такие понятия как street style (уличный стиль) и street fashion (уличная мода). Например, на сайте vogue.com используется обозначение street style. Но, в целом, и журналистами, и блогерами могут использоваться как обозначения street style, так и street fashion. Например, на сайте tokyofashion.com (сайт об уличной моде Токио) можно найти упоминания как street style, так и street fashion в статьях с интервью и фотографиями.

В статьях на русском языке также могут использоваться два варианта – и street style, и уличная мода. Например, книга научного сотрудника и преподавателя Школы искусств и дизайна в Университете Ноттингем Трент Софи Вудворд, посвященная уличной моде, в оригинале называется «The Myth of Street Style», а в переводе на русский язык название книги звучит как «Миф об уличной моде».

Кстати, сайт Look At Me, первое российское интернет-издание, на страницах которого появились статьи и фотографии модных образов горожан, использовало в своих статьях понятие уличной моды. Но не все так просто, как может показаться. Ведь еще есть и streetwear. Впрочем, в русскоязычных блогах и журналах обозначение уличная одежда используют гораздо реже, чем street style или же уличная мода.

Если у блогеров синонимы, то у антропологов целая пирамида из одежды горожан

 

На практике и уличная одежда, и уличный стиль, и уличная мода – это чаще всего синонимы. Но среди ученых-антропологов, которые изучают явление уличной моды, предпринимались попытки выстроить иерархию данных терминов.

Так, английский антрополог Т. Полимус пишет о том, что в ХХ веке уличная мода скорее была уличным стилем, так как носила племенной характер и была связана с молодежными субкультурами. А вот в XXI веке уличный стиль становится индивидуальным и теряет свой племенной характер (связь с молодежными субкультурами), а значит и появляется уличная мода.

То есть в ХХ веке — street style (уличный стиль), а с XXI века — street fashion (уличная мода). Что же касается streetwear – то это термин для обозначения вообще всей одежды горожан. И, соответственно, уличная одежда (streetwear) существовала с тех пор, как появились первые города.

Кстати, известный американский фотограф уличной моды (работал с The New York Times) Билл Каннингем отмечал, что street style или же уличная мода — это и есть каталог обычной народной одежды. При этом Билл Каннингем также говорил о том, что каждый день на улицах города проходит самый лучший показ мод.

«Каждый день на улицах города происходит
самый лучший показ мод»
Билл Каннингем – первый фотограф street style

Свою первую подборку фотографий уличной моды для газеты The New York Times Билл Каннингем опубликовал в 1978 году. До этого им были сделаны фотографии, на которых была запечатлена Грета Гарбо, прогуливающаяся по Нью-Йорку. И, в общем-то, с фотографий Билла Каннингема и начинается история фотографии уличной моды.

Позже, уже в 1990-е годы, на правила фотографирования уличной моды окажет влияние японский фотограф Сеити Аоки. Он основал в Токио журнал «Fruits», на страницах которого публиковал снимки японских уличных модников на фоне города, используя такую технику съемки как стрейт-ап. Данная техника съемки зародилась в 1980-е годы, а фотографии в подобной технике впервые публиковались на страницах британского журнала об альтернативной моде «i-D».

Стрейт-ап – это фотография в полный рост, сделанная на улице, чаще всего на фоне белой стены, и с тексом-подписью, в котором дается краткая информация об одежде человека, а также, в случае с журналом i-D, описываются предпочтения в музыке.

Японский фотограф Сеити Аоки внес в данные фотографии некоторые изменения – он заменил белый фон на фон в виде улиц города. Стрейт-ап как техника фотографирования стала одним из отличительных признаков фотографий уличной моды как в блогах, социальных сетях (те же фотографии в Instagram), так и в СМИ.

Уличная мода — где все началось?

Родиной уличной моды считается Лондон. Но это не точно. Также родиной уличной моды считается Токио. По одной из версий уличная мода, как стремление горожан, чаще всего молодых, выделиться из серой массы, зародилась в 1950-е годы в Лондоне.

По другой версии уличная мода появляется в Токио в 1980-е годы. И там, и там уличная мода была тесным образом связана с молодежными субкультурами. Если вы еще не забыли про антропологов, то это была скорее даже не уличная мода, а уличный стиль, целью которого было показать принадлежность к племени, то есть через одежду продемонстрировать свою связь с какой-то определенной группой людей.

Например, с панками – в Лондоне 1970-ых. Или же с субкультурой «фрутс», отличием которой являлось обилие яркой одежды и аксессуаров, практически не сочетающихся между собой, в Токио в 1990-е годы.

В послевоенном Лондоне в 1950-е годы процесс зарождения уличной моды начался с приспособления старых вещей. И это было связано с дефицитом ткани и новой одежды.

В 1950-е годы среди лондонской молодежи становится модным изготавливать одежду своими руками, чинить поношенную одежду или переделывать новую в зависимости от стилистики своей «тусовки» и ее музыкальных, политических и других взглядов. К примеру, так зарождается Teddy Boys — одна из первых молодёжных субкультур, существовавшая в 1950-е годы в Великобритании.

Само название Teddy Boys появилось в 1953 году в качестве обозначения молодых людей из рабочего класса, стремившихся подражать «золотой молодёжи» и одевавшихся по моде эпохи короля Эдуарда VII ( или же, как его называли, «Тедди»).

В Токио в 1980-е годы была немного другая история – японская молодежь хотела подражать западной моде. И в первую очередь новые сочетания японских традиций и западной моды в костюме появлялись среди молодых людей — фанатов отдельных музыкальных стилей. Так, в 1980-е годы появляется стиль одежды Visual kei на основе смеси японского рока и нескольких стилей рока западного.

Уличная мода

 

Сетевое общество и распространение моды снизу вверх
А потом появилось сетевое общество. Вернее, его пятая стадия часть вторая. В смысле, пятая стадия развития сетевого общества, ее вторая половина, если верить Яну ван Дейку, который не художник, а социолог. Ну, или, проще говоря, появился Интернет.

До этого была первая стадия развития сетевого общества, когда люди во времена охотников и собирателей обменивались информацией при помощи культурных традиций – песни, танцы, сказки и так далее. Вторая стадия – появление городов и дорог, соединяющих их. Третья стадия – появление алфавитного письма.

Четвертая стадия – открытие Америки, появление книгопечатания, рост городов, изобретение телеграфа и парового двигателя, а информация тем временем распространяется все быстрее и быстрее. Ну и пятая стадия, часть первая – ХХ век и массовое общество, и часть вторая — сетевое общество или же Интернет появился.

С середины 2000-ых стали появляться первые блоги, посвященные уличной моде, а также статьи и фотографии уличной моды на сайтах различных модных журналов и городских изданий. А потом даже начали фотографировать во время Недель мод не только одежду на подиумах, но и одежду гостей модных показов.

Так появилась идея о том, что в современном мире мода распространяется не только сверху вниз, то есть, например, от дизайнеров к покупателям одежды, но и снизу вверх. То есть то, как сочетают и носят одежду на улице простые горожане, благодаря сайтам, блогам, страницам социальных сетей, становится модным и вскоре оказывается на подиумах.

Таким образом, в теории сегодня каждый горожанин может оказывать влияние на развитие моды. Но это в теории. На практике же уличная мода распространяется через сайты СМИ, блоги, страницы в соцтесях и именно журналисты и блогеры выбирают кого и где фотографировать. И чем крупнее и известнее журнал, чем популярнее блогер, тем больше людей увидят стиль того или иного города. При этом существуют и крупные города-центры уличной моды, например, Лондон, Токио, Нью-Йорк. В других же городах чаще всего пытаются подражать уличной моде более известных в данном плане городов.

Получается, что все равно в мире моды сохраняется иерархия. Но при этом у каждого из нас, теоретически, есть шанс продемонстрировать миру свой стиль и стать законодателем моды. Поэтому, отмечая свои фото в Instagram хештегами #streetstyle, #streetfashion или же #streetwear, каждый из нас на пару мгновений и несколько десятков лайков определенно может почувствовать себя иконой стиля.



0

Оставить комментарий